Новости пилотного проекта по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов от 4 до 6 лет
Главная > Общие новости > Новости пилотного проекта по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов от 4 до 6 лет
07.07.2025Пилотный проект в детском саду: путь к яркой жизни каждого особенного ребенка.
Реабилитация играет ключевую роль в жизни детей-инвалидов, поскольку помогает устранять ограничения, возникающие вследствие заболеваний или травм. Эти программы позволяют детям развивать важные жизненные навыки, способствующие улучшению качества их жизни и полноценному участию в общественной жизни.
Организация реабилитационной помощи детям-инвалидам является важным социальным проектом, обеспечивающим равные возможности каждому ребенку вне зависимости от особенностей здоровья. Создание специализированных условий, обучение педагогов и вовлечение родителей способствуют повышению уровня социализации и успешному включению детей с инвалидностью в общественную жизнь.
Уже второй год педагоги детского сада работают над формированием среды, благоприятствующей развитию малышей с особыми потребностями. Занятия проходят в игровой форме, создавая атмосферу комфорта и радости. Детям интересно, ведь они осваивают полезные навыки в процессе увлекательных занятий и игр. Родители также вовлечены в процесс воспитания: педагоги делятся советами, рекомендациями и методиками, позволяющими закрепить достигнутые успехи дома. Таким образом, ребенок получает всестороннюю поддержку не только в стенах учреждения, но и в домашней обстановке, благодаря чему значительно повышается эффективность реабилитационных мероприятий.
18.03.2025Арома-книги кошки Баси
Мяу! Дорогие друзья, особенно те, кто заботится о детях с особыми потребностями. Я Бася, хочу поделиться с вами уникальной возможностью — моими арома-книгами. Эти книги созданы не только для развлечения, но и для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В программу комплексной реабилитаци и абилитации включаются эффективные технологии работы. Арома-сюжеты используются в работе специалистов отделения.
Каждая история наполнена ароматами, которые стимулируют обоняние и помогают развивать сенсорное восприятие. Когда вы открываете книгу, вместе с малышом погружаетесь в мир запахов, которые пробуждают фантазию и активизируют память. Например, в одной из книг вы почувствуете аромат свежеиспечённого пирога, а в другой — запах леса после дождя. Это не просто приятно, это полезно для развития органов чувств ребёнка.
Использование карточек с различными запахами (например, апельсин, корица, ваниль, сосновая смола) способствует развитию понимания взаимосвязей между предметами и их характеристиками. Это помогает детям осознавать свойства объектов и явлений.
Кроме того, с помощью приложения дополненной реальности, которое сопровождает каждую книгу, дети смогут видеть, как персонажи оживают на страницах. Это помогает улучшить концентрацию внимания и развивает зрительное восприятие. Представляете, как интересно наблюдать, как кошка Бася, прыгает по веткам дерева или разгадывает загадки вместе с друзьями!
В процессе работы с карточками дети знакомятся с новыми словами, обозначающими различные ароматы и предметы, которые эти ароматы напоминают. Педагог объясняет, какой запах соответствует какому объекту (например, лимон, роза, шоколад), что расширяет пассивный и активный словарь ребенка. Игры типа «Угадай, что пахнет?» или «Найди пару» помогают развить способность устанавливать связи между запахом и предметом. Это улучшает когнитивные функции, такие как память и концентрация внимания.
Детям предлагается распределять карточки по группам, исходя из сходства или различия запахов. Например, разделить карточки на сладкие и острые, свежие и пряные. Такие упражнения развивают аналитическое мышление и умение структурировать информацию.
Цель игрового пособия — создать такие условия, чтобы дети могли развиваться через игру и творчество. Особое внимание уделено тем ребятам, которым нужно больше поддержки и мотивации. Арома-реальность помогает лучше ориентироваться в пространстве, улучшает координацию движений и способствует развитию речи.
Арома-книги дарим нашим особенным малышам возможность исследовать этот удивительный мир через запахи, звуки и образы. Пусть арома-книги станут мостиком между фантазией и реальностью, помогая каждому ребёнку раскрыть свои способности и найти радость в обучении.
25.02.2025. ТЕАТР У ЛОГОПЕДА Элементы театрализованной деятельности вработе учителя-логопеда.
Театр — самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста Л.С. Выготский
Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника.
Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль) и непосредственно — РЕЧЬ (монолог, диалог). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Добро пожаловать в логопедический театр. Сцена 1. «Артикуляционная гимнастка» Артикуляционная гимнастика является частью логопедического занятия, но хочется добавить, что она может дать начало для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме. В сказочных играх с язычком: действия аналогичны, но мотивация иная, подключается эмоциональная реакция. Артикуляционная гимнастика хорошо воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки…, как дышит собачка, высунув широкий язычок…). В этом мне помогает логопедическая кукла с подвижным языком «Бегемотик Жужа» — это логопедическая игрушка с четко выделенными артикуляционными органами.
Языком бегемотика Жужи можно управлять, демонстрировать артикуляционные уклады, движения (если у ребёнка не получается какое-то упражнение выполнять языком, оно не получается и рукой). И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнять его языком ребёнку становится легче.
Сцена 2. «Фонематический слух»
При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед надевает Петрушку на руку ребёнку и даёт различные здания на развитие фонематического слуха или звукового анализа: — когда услышишь заданный звук «танцуй или звени Петрушкой»; — «танцуй», когда услышишь, что звук в конце слова (в начале или в середине); — посчитай, сколько звуков я произнесла и столько раз «танцуй».
При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды. Например, ребёнок берёт в руки двух персонажей: в левую — жука, в правую — муху, и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з).
Сцена 3. «Просодическая сторона речи» Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает: — интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение; мимику, жесты, позу говорящего). Используя театрализованную деятельность, учитель-логопед проводит упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса: «Самолёт» В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз. «Бинокль» Приближая бинокль слышим как громко ревет медведь, убирая его — удаляемся от него. Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.). «Звериные скороговорки» — воспитывает чёткость дикции. С помощью масок разных животных, ребята превращаются в лисичку, медведя, волка и легче проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Сцена 4. «Развитие речевого дыхания» Театрализованная деятельность поможет развить речевое дыхание. Для этого проводятся игры, направленные на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-рёберного дыхания. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы, при этом одновременно включается речевой материал, который произносится на выдохе.
Сцена 5. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша речь с движением). Упражнения для эмоционального развития, для развития мимики (съешьте кислый лимон — дети морщатся, рассердитесь на драчуна – дети сдвигают брови, встретьте знакомую девочку – дети улыбаются, испугайтесь забияки – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот); жестов (покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя, покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг; разных людей – я, ты, мы).
Сцена 6. Коррекционно-развивающие игры: — для развития памяти с расширением словарного запаса (какая бывает кошка … по кругу подобрать и запомнить определения); — для формирования слухового восприятия (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы); — с целью формирования звуко-слоговой структуры слова (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса); — для развития мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый…); — развивающие лексико-грамматический строй речи (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря). На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.
Целенаправленное использование театрализованных игр в работе логопеда помогает в короткие сроки закрепить речевые навыки, полученные детьми на занятиях. Ребенок становится более уверенным в себе, раскрепощенным, что помогает наилучшим образом подготовить его к школе, и является конечной целью деятельности логопеда.
Учитель-логопед Ташкалова Г. М.
21.02.2025 Досуг и развлечение — это тоже развитие и обучение.
Прошло очередное занятие в рамках программы социокультурной реабилитации, которое стало настоящим праздником для ребят!
В этот раз гостем мероприятия стал веселый и добрый Снеговик, который принес с собой массу увлекательных игр и заданий. Занятие началось с активной игры в «снежки».
Вместе со Снеговиком дети бросали «снежки» друг в друга, смеясь и наслаждаясь процессом. Эта игра помогла ребятам улучшить координацию движений и ловкость, а также подарила много радости!
После активных развлечений пришло время немного успокоиться и заняться чем-то познавательным. Снеговик предложил детям интересное задание — разложить геометрические фигуры. Ребятам нужно было не только правильно назвать каждую фигуру, но и объяснить, где такие формы встречаются в реальной жизни. Это задание помогло детям лучше узнать окружающий мир и развить наблюдательность. А помощь Снеговика сделала процесс еще более интересным и захватывающим! Дети вместе со Снеговиком сделали аппликацию, рисовали пальчиковыми красками портрет в подарок своему гостю. Завершением нашего досуга стала полезная и забавная дыхательная гимнастика. Это задание позволило укрепить мышцы легких и улучшить контроль над дыханием. Этот день оставил у всех участников массу позитивных эмоций. Дети научились новому, развивали физические и умственные навыки, а главное — провели время весело и интересно.
педагог Мильниченко Т.В.
20.02.2025 «Интерактивный подход к реабилитации»
На занятиях в рамках социально-психологической реабилитации, чтобы сделать обучение для детей не только качественным, но и увлекательным, применяется инновационный программно-методический комплекс с видеоуправлением «МОБИ Малыш» и интерактивный стол. Эти инструменты направлены на развитие моторики, ловкости, пространственной ориентации, координации движений и точности выполнения когнитивных задач.
Комплекс «МОБИ Малыш» — это настоящая сокровищница уникального программного обеспечения, в которой собраны многоуровневые игры, созданные с учетом возрастных особенностей и потребностей детей. Каждая игра превращает процесс обучения в увлекательное приключение, позволяя детям не только весело проводить время, но и осваивать двигательные навыки в соответствии с заданными условиями.
Это способствует развитию ключевых когнитивных навыков: мышления, памяти и внимания.
Программа особенно полезна для детей с расстройствами внимания и гиперактивности (СДВГ), ДЦП, аутизмом и нарушениями координации. Благодаря индивидуализированному подходу и разнообразным игровым сценариям, каждый ребенок может развивать свои навыки в комфортном для него темпе, что делает процесс обучения более эффективным и приятным.
Интерактивный стол предлагает множество обучающих программ и игр, которые также способствуют развитию когнитивных навыков. С его помощью дети учатся решать задачи, развивают логическое мышление и внимание, а также улучшают память и мелкую моторику.
МОБИ Малыш и интерактивный стол — это не просто развлечение, это отличные инструменты для формирования у детей жизненно важных навыков, которые помогут им уверенно двигаться к успешному будущему. Каждый игровой момент становится шагом к новым достижениям и открытиям!
педагог-психолог Носоленко М.В.
11.02.2025 Мелкая моторика – ключ к успешному развитию ребенка.
Мелкая моторика — это способность управлять мелкими движениями рук и пальцев, что играет ключевую роль в общем развитии ребенка. Одним из направлений работы в социально-психологической реабилитации является развитие мелкой моторики, что особенно актуально для детей, нуждающихся в поддержке и помощи. Развитие мелкой моторики связано не только с физическим развитием, но и с когнитивными процессами. Мелкая моторика также влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогая ему лучше справляться со стрессом и повышая уверенность в себе. Существует множество методов и игр, которые используются педагогом-психологом для развития мелкой моторики у детей.
Выкладывание фигур. Использование различных палочек и фигур (например, деревянных или пластиковых) позволяет детям создавать последовательности и конструкции. Этот процесс требует от них точности и аккуратности, что способствует развитию координации движений.
Обводка контуров и сортировка предметов, в том числе с использованием пинцета и ножницМ.Монтессори
— это упражнения, которые активно развивают мелкую моторику. Обводка помогает детям улучшить контроль над ручкой и развивает их графомоторные навыки. Сортировка предметов по цвету, размеру или форме требует точности и аккуратности, что в свою очередь способствует развитию внимательности и усидчивости.
Поиск кладов и строительство городов в кинетическом песке. Кинетический песок — это отличный материал для игр, который не только развлекает, но и помогает развивать тактильные ощущения. Дети могут искать «клады» в песке, что требует от них терпения. Строительство городов развивает пространственное мышление и креативность.
Игры с массажными мячиками. Использование мячиков для выполнения различных упражнений и игр, таких как перекатывание, сжатие, катание по столу помогают улучшить кровообращение и способствуют расслаблению мышц, а также развивают зрительно-моторную координацию.
Развитие мелкой моторики — это важный аспект социально-психологической реабилитации детей. Включение таких игр и упражнений в повседневную практику значительно повышает качество жизни детей, помогает им адаптироваться в обществе и развивать способности.
педагог-психолог Носоленко М.В.
05.02.2025. Пилотный проект в детском саду: новые навыки и открытия
В отделении социально-бытовой реабилитации уже вовсю кипит работа. Дети узнают всё больше и больше интересного и полезного в сфере бытовых навыков и формировании основ самостоятельности. В этот раз ребята активно участвовали в различных практических занятиях, где смогли проявить себя и узнать много нового.
Одним из ключевых направлений стало обучение детей навыкам ухода за комнатными растениями. Наши маленькие садоводы освоили такие важные задачи, как поливка растений, опрыскивание листьев, удаление пыли и рыхление земли. Это не только помогает привить детям любовь к природе, но и учит их ответственности за живое существо.
Кроме того, особое внимание было уделено занятиям по кулинарии. Дети узнали о правилах поведения за столом, научились правильно пользоваться столовыми приборами и даже попробовали приготовить простые блюда своими руками! Процесс приготовления был тщательно продуман: от мытья продуктов до нарезки ингредиентов и уборки после еды. Ребята усвоили алгоритм действий – что нужно сделать перед тем, как приступить к еде, а также как правильно ухаживать за посудой после трапезы.
Не менее увлекательным оказалось занятие по уборке комнаты. Здесь дети учились мыть игрушки, протирать пыль и даже осваивать технику правильного выжимания тряпки. Эти навыки помогут им стать настоящими помощниками дома и привьют основы аккуратности и чистоты.
Наши воспитанники приобрели уже много новых умений, которые обязательно пригодятся им в будущем. Мы продолжаем двигаться вперед, открывая для наших детей новые горизонты знаний и умений.
педагог Викулина П.Ю.
01.11.2024 Методический час
Приближается конец 2024 года. В детском саду прошли 5 заездов по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (апрель-октябрь). Сегодня педагоги отделения реабилитации и представители административной команды собрались на методический час подвести промежуточные итоги, проанализировать работу и наметить новый план на 2025 год. В теплой атмосфере, за чашкой чая, педагоги поделились профессиональными успехами в деятельности с детьми и родителями, эффективными приемами работы своего направления.
Хабарова С.Н, заведующий ДОУ объявила педагогам благодарность за профессиональный подход и положительный опыт при реализации пилотного проекта по реабилитации и абилитации детей-инвалидов в детском саду.
Небольшой перерыв в профессиональном диалоге и педагогов вновь ждут ребята и семьи. Работа продолжается. Желаем всем новых достижений и идей.
29.10. 2024 года Досуг для ребят «Игры с клоуном»
Досуг является важным направлением социокультурной реабилитации для детей, особенно для тех, кто сталкивается с различными трудностями в жизни, включая физические и социальные проблемы. Досуг способствует не только улучшению общего состояния здоровья и настроения детей, но и их социальной адаптации и развитию различных навыков.
Этот чудесный день собрал всех детей в атмосферу веселья и волшебства. В гости к детям пришёл клоун Клёпа с мыльными пузырями. Праздник начался с динамичной зарядки, во время которой дети выполняли упражнения. Танцевали и участвовали в конкурсах, надували свой самый большой мыльный пузырь, учились работать в группе, поддерживая друг друга. Внедрение досуговых мероприятий в программу социокультурной реабилитации существенно может улучшить качество жизни детей и помочь им адаптироваться к окружающему миру. Мы уверены, что этот день останется в памяти наших воспитанников надолго, ведь смех, радость и общение с друзьями — это то, что делает детство поистине волшебным.
Социальный педагог Мильниченко Т.В.
14.10.2024 «Родительские установки как сценарий жизни ребенка»
С родителями пятого заезда в рамках социально-психологического направления реабилитации был проведён тренинг детско-родительских отношений. Он направлен на решение различных задач, включая улучшение взаимодействия между родителями и детьми, а также развитие навыков эффективного общения в семье и обществе.
Родители являются самыми важными и любимыми людьми для ребёнка. Их авторитет, особенно на ранних этапах жизни, неоспорим и абсолютен. Уверенность в безошибочности, правоте и справедливости родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала…». Поэтому в одном из упражнений тренинга родители познакомились с понятием «позитивная и негативная установка» в воспитании.
Позитивные установки способствуют формированию уверенности, креативности и социальной адаптации у ребёнка. Они помогают развивать здоровую самооценку и навыки общения. В то время как негативные установки могут привести к низкой самооценке, страхам и трудностям в межличностных отношениях, ограничивая развитие ребёнка и создавая проблемы в будущем.
На тренинге родители узнали о значении позитивного подхода в воспитании и о том, как поддерживающая атмосфера в семье способствует гармоничному развитию ребёнка.
педагог-психолог Носоленко М.В
19.09.2024 Тренинг детско-родительских отношений «Я и мой ребёнок»
Тренинг- обязательный формат работы с семьями в рамках комплексной реабилитации и абилитации. Участие в тренингах способствует созданию сообщества поддержки, где родители могут обмениваться опытом и находить единомышленников. Это не только укрепляет связи между участниками, но и помогает им не чувствовать себя одинокими в своих переживаниях и вызовах.
На тренинге для мам и пап были предложены задания и игровые упражнения, которые способствовали более глубокому пониманию своих детей, их поведения, а также помогли справиться с тревогами и ожиданиями. Участники смогли разработать планы для дальнейшего взаимодействия со своими детьми.
Подобные тренинги становятся важным ресурсом для родителей, стремящихся к гармонии в семейных отношениях и развитию своих детей.
педагог-психолог Носоленко М.В
11.09.2024 Технология всестороннего развития «Камешки МАРБЛС»
Вся жизнь ребенка – это игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Технологию всестороннего развития ребенка «Камешки МАРБЛС» педагоги детского сада системно используют в работе, в рамках реабилитационных мероприятий.
Использование дидактических игр с камешками МАРБЛС на практике, решают следующие задачи: 1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).
3. Развитие сенсорного восприятия.
4. Развитие тактильных ощущений
5. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
6. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
7. Формирует умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными
9. Развитие связной, фразовой речи, эмоциональной лексики.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Таким образом, мы понимаем, что использование на занятиях и в индивидуальной деятельности игр с камешками Марблс помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.
социальный педагог Игнатьева Т.В
19.07.2024 Ум и способности на кончиках пальцев
Мелкая моторика играет ключевую роль в формировании у детей различных навыков, таких как письмо, рисование, умение пользоваться приборами, а также развитие координации движений. Эти навыки не только необходимы для повседневной жизни, но и оказывают влияние на когнитивное развитие ребенка, способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления и творческого воображения.
На занятиях с психологом, в рамках направления по социально-психологической реабилитации, дети лепят из пластилина и кинетического песка, делают аппликации, собирают фигуры из палочек, рисуют, обводят. Проводятся игры с использование круп и макарон (сортировка, пересыпание, складывание, изготовление поделок). Игры на развитие мелкой моторики рекомендуется проводить ежедневно по 5-10 минут. И поэтому мы обязательно обучаем родителей разнообразным упражнениям, а также играм в быту и объясняем ., что почистить мандарин для ребенка — это не только увлекательное занятие, но и развитие физических и познавательных способностей.
педагог-психолог Носоленко М.В
17.07.2024 Важные и нужные навыки
Одно из важных направлений реабилитации — социально-бытовая реабилитация детей с ОВЗ. Неотъемлемой частью развития навыков самообслуживания является развитие мелкой моторики. Это и навык захвата ложкой, навык приготовления пищи, сервировки стола, самообслуживания во время приема пищи, навык приборки игрушек после игры. Детки совместно с родителями с особым старанием и усердием подходят к выполнению каждого задания и закреплению навыков дома в естественных жизненных ситуациях.
социальный педагог Суктенова А.Р
15.07.2024 Сказка в социокультурной реабилитации
Основное преимущество социокультурной деятельности — предоставление детям широкого спектра занятий, направленных на развитие их творческих способностей. Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны. Например, художественная литература. Сказки.
Принимая участие в сказке — терапевтическом занятии, ребенок становится более подготовленным к различным жизненным ситуациям, обучается способам решения проблем. Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый психолог. Сказка корректирует характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
10.07.2024 Тренинг «Детское и родительское Я»
В рамках социально-психологического направления реабилитации, с родителями был проведен тренинг, на развитие благоприятных детско-родительских отношений. На тренинге были предложены разнообразные игровые упражнения и задания, способствующие более глубокому пониманию потребностей и особенностей своих детей. Эти упражнения помогают родителям пережить свои тревоги и ожидания, а также научиться более эффективно взаимодействовать со своими детьми. Такой подход к тренингу позволяет решать множество задач, включая гармонизацию детско-родительских отношений, обучение родителей методам и приемам формирования когнитивных и эмоционально-волевых функций у ребенка-инвалида в домашних условиях, а также развитие навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида в семье и в обществе.
В целом, детско-родительский тренинг представляет собой активную форму взаимодействия между детьми и их родителями, которые стремятся изменить свои отношения и сделать их более открытыми, понимающими и доверительными.
педагог-психолог Носоленко М.В
05.07.2024 Умное зеркало в работе по развитию речи детей
В рамках направления социально-педагогической реабилитации, для организации индивидуальной логопедической работы, направленной на формирование речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, а так же развития фонематических процессов в работе используется- УМНОЕ ЗЕРКАЛО (интерактивное оборудование Artik Me). Самые сложные этапы работы с логопедом преобразуются в интересную игру. Ребенок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажа, осваивая начальные формы личностной рефлексии. Умное зеркало, путем определения качества выполнения упражнения, дает обратную связь в полуавтоматическом режиме. Это мотивирует ребенка на дальнейшее, более качественное выполнение задания. В помощь- яркие анимации и добрые, веселые персонажи.
учитель-логопед Ташкалова Г.М
27.06.2024 Игры с песком
В направлении социо-культурной реабилитации педагоги эффективно используют арт-терапевтический метод- игры с песком. Игры с песком используются в качестве средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, а также для повышения познавательной активности. Дети любят строить замки из песка, пересыпать песок разными инструментами, использовать формочки для создания композиций.
Задачи, которые решаются на занятии при помощи песочной терапии:
• развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;
• стимулирование мыслительных процессов;
• формирование творческого подхода;
• тренировка внимания и его концентрация;
• формирование умения сосредотачиваться в процессе занятий, усидчивости;
• расслабление и снятие стресса;
• развитие навыков общения со сверстниками.
социальный педагог Мильниченко Т.В
26.06.2024 Адаптивная физкультура
Адаптивная физкультура — одно из важных направлений реабилитации. Человеческий мозг устроен таким образом, что положительная активность одного вида деятельности стимулирует другие виды деятельности. Простыми словами: развитие крупной моторики активизирует и развитие мелкой, а мелкая моторика пальцев благотворно влияет на речевые функции ребенка. Форма построения занятия чрезвычайно важна, и чтобы добиться ощутимого эффекта, нужно сделать так, чтобы детям нравилось выполнять упражнения, было весело и интересно.
Занятия по адаптивной физкультуре проходят в т.ч на свежем воздухе — на многофункциональном пространстве «Поляне активности» в игровой форме. Именно в игре легче реанимировать или освоить двигательные функции, научиться общаться и приобрести хорошее настроение.
инструктор АФК Кондраченко Е.Г
20.06.2024 Идем в поход
Летний солнечный день – идеальное время для похода на свежий воздух. Во время похода дети закрепили правила поведения, осознали, как важно бережно относиться к окружающей среде, не оставлять мусор, не повреждать деревья, растения и животных, не разорять гнёзда птиц. Для того, чтобы отдохнуть после пройденного пути – мы установили палатку на удобном месте и погрузились в мир приключений прямо на страницах книги. А игра в театр помогла окунуться в атмосферу театрального представления даже в походных условиях. А закончилось наше приключение рисованием на природе в нетрадиционной форме, в которое окунулись мамы вместе с детьми.
Такое мероприятие позволило детям не только отдохнуть и насладиться природой, но и развивать социокультурные и социосредовые навыки, учиться уважать окружающий мир и соблюдать правила безопасного поведения. Поход способствовал не только физическому развитию детей, но и социальной адаптации и воспитанию ответственного отношения к окружающей среде.
социальный педагог Мильниченко Т.В
19.06.2024 Визуальные подсказки
Часто родители сталкиваются с тем, что дети их не слышат, убегают, не хотят заниматься, не воспринимают инструкцию, не умеют делиться игрушками, ждать и многое другое. В результате часто возникает нежелательное поведение, непослушание.
Для уменьшения проявлений нежелательного поведения, формирования самостоятельности у ребёнка, педагоги используют визуальные подсказки, алгоритм деятельности в картинках. Педагоги обучают родителей самостоятельно составлять расписание и привлекать к этому детей. Расписание подготавливает среду к обучению, оно является начальной инструкцией, внешним контролем, уменьшает помощь взрослого и помогает корректировать ошибки.
Задача педагогов помочь, научить взрослых, как необходимо общаться, заниматься, устанавливать правила, давать инструкции ребенку, чтобы избежать вспышек негативизма. Для решения таких проблем мы обучаем родителей использовать четкие инструкции, речевые схемы, визуальные правила поведения, подсказки, подбирать картинки и самостоятельно создавать социальные истории. Родители в домашних условиях также используют визуальные подсказки, правила поведения и видят заметные изменения в поведении своих детей.
заведующий отделением социальной реабилитации Брылина Елена Николаевна
17.06.2024 Слушать интересно
СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ направление занимает важное место в реабилитации/абилитации. Его успешность во многом зависит от правильного выбора методов и приемов, стратегии развития для каждого ребенка. В связи с этим, для детей, составляется индивидуальный план работы, который поможет коррекции дефицитов развития с опорой на сохранные способности.
В плане коррекционных занятий отражаются все компоненты речевого развития. Большое внимание уделяется развитию слухового внимания и фонематического восприятия, так успешное овладение речью невозможно без умения вслушиваться в речь окружающих, различать звуки. Дети учатся различать на слух звуки, которые издают музыкальные инструменты, бытовые предметы (шуршание бумаги, целлофана, звон ключей, стук палочек). Очень нравится ребятам находить баночки с одинаковым наполнением на слух, а потом открыть их и узнать, что внутри? Большой интерес у детей вызывает работа с пособием «Слушать интересно». В нем представлена картотека звуков (голосов животных и птиц, бытовых звуков, звуков природы и т.д.).
учитель-логопед Шешина М.А
14.06.2024 Лаборатория воды
Одно из направлений реабилитации- СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ. В рамках данного направления педагоги используют в работе с детьми исследовательскую (экспериментальную) деятельность. Игра с водой – не только развлекает, забавляет ребят, но и развивает моторику, координацию движений и воображение. Во время работы пипеткой дети учатся контролировать силу и точность при нажатии на неё. При доставании предметов сачком и пинцетом – дети учатся управлять силой сжатия пинцета или сачка, выбирать и перемещать маленькие предметы, что способствует концентрации внимания, ловкости и точности движений.
Такие игры способствуют развитию речи и логического мышления, ребёнок может рассказать, что он нашёл, как он сортировал предметы по цвету, форме.
У родителей вместе с детьми, была возможность попробовать поработать пипеткой, пинцетом, сачком и убедиться на собственном опыте важности этих инструментов для выполнения различных задач в повседневной жизни.
социальный педагог Мильниченко Т.В
11.06.2024 Домашнее задание
Большую часть времени ребенок находится в семье, со своими близкими. Поэтому очень важно не только проводить занятия с детьми, развивать их, помогать приобретать новые навыки, но и формировать родительскую компетенцию. Взрослые готовы заниматься со своим ребенком, но порой не знают с чего начать. Задача педагога — помочь правильно организовать педагогический процесс в домашних условиях, направить энергию в нужное русло. Это и правильно спланированное рабочее место, и режим дня, способствующий здоровому образу жизни, подбор игр в соответствии с возрастом и индивидуальным особенностям ребёнка, обучение их родителям.
В рамках реализации услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов запланировано много различных мероприятий со взрослыми: информирование, консультирование, просвещение. Также педагоги подготавливают игры на заданную тему, обучают как в них играть, объясняют цели и задачи. Родители своими руками вырезают материал для игры, забирают его домой и в домашних условиях закрепляют пройденный материал. Совместное времяпрепровождение сближает всех членов семьи, так как взрослые и дети играют вместе, делятся своими эмоциями, приобретают новые знания, умения, навыки и опыт в общении.
заведующий отделением социальной реабилитации Брылина Елена Николаевна
10.06.2024 Работа с родителями
В детском саду продолжает реализовываться пилотный проект по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Работа ведется не только с детьми, но и с родителями.
С мамами был проведен тренинг, на котором взрослые пытались лучше понять своего ребенка, его поведение, пережить и прочувствовать свои тревоги, ожидания, спланировать дальнейшее взаимодействие с ним.
Тренинг позволяет решать много задач, такие как:
— гармонизация детско-родительских отношений;
— обучение родителя методам и приемам формирования (восстановления) когнитивных и эмоционально-волевых функций у ребенка-инвалида в домашних условиях;
— обучение родителя формированию навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида в семье и с представителями социума;
— помощь родителям в развитии и личностном росте ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.)
С целью формирования родительской компетенции по волнующим юридическим вопросам в Отделение реабилитации детского сада был приглашен юрист-консультант Гобжила Сергей Георгиевич.
Сергей Георгиевич ответил на все интересующие вопросы, доступно объяснил тонкости, которые могут встретиться в жизни семьи и ребенка-инвалида, а так же подготовил памятку с часто встречающимися вопросами, которые могут возникнуть в дальнейшем.
заведующий отделением социальной реабилитации Брылина Елена Николаевна
07.06.2024 Информирование родителей, в рамках реализации курса реабилитации
Сотрудничество с семьей представляет собой важный аспект работы образовательного учреждения. Родители нуждаются в поддержке через информационное общение, обучение и консультации. Современному педагогу важно умение передавать информацию разнообразными способами и устанавливать обратную связь.
Педагог-психолог Носоленко М.В. использует информационные буклеты в своей работе как удобную и результативную форму взаимодействия с родителями. Для работы с такими родителями используются буклеты как наглядное информационное средство общения. Основная цель при создании буклетов – стимулировать активность родителей в образовательном процессе как участников. В отличие от индивидуальных консультаций, буклеты содержат общие сведения и часто встречающиеся проблемы. Например, в краткой форме можно донести до родителей важность их участия в выполнении домашних заданий, а также привлечь внимание к формированию общего понимания целей и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, аспектов развития.
Преимуществом буклетов является их персонализация: каждый родитель получает информацию индивидуально и имеет возможность ознакомиться с ней в удобное время. Получив буклет, родители могут не только изучить материал спокойно и в своем темпе, так как он всегда под рукой, но и применить полученные знания на практике. Буклеты способны привлечь внимание к различным аспектам воспитания и обучения детей как в детском саду, так и дома, а также могут стимулировать родителей на поиск новой информации по интересующим темам.
педагог-психолог Носоленко М.В
17.05.2024 Закончился первый курс реабилитации
17 мая закончился первый курс реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Дети занимались по шести направлениям реабилитации. Занятия проходили непрерывно 21 день. Дети приобрели новые знания, умения, навыки, нашли новых друзей, научились выполнять поручения, которые раньше не делали, узнали, что знаки и символы на стенах зданий – это подсказки, куда нужно двигаться, учились правильно коммуницировать с окружающими, вести диалог. Ребята усвоили, как можно решать проблемы, избегая нежелательного поведения. Посетили «театр», «музей», «библиотеку», «тушили пожар», побывали в роли «водителя» и «пешехода»… Родители постоянно находились рядом с детьми, а педагоги обучали, объясняли, что нужно делать дома и как закреплять пройденный материал.
По окончанию курса детям вручили сертификаты.
Ждем всех желающих помочь своему ребёнку освоится в различных жизненных ситуациях, приобрести социальные навыки, получить положительные эмоции!
заведующий отделением социальной реабилитации Брылина Елена Николаевна
15.05.2024 Развитие социально-бытовых навыков
Одно из направлений реабилитации- развитие социально-бытовые навыков у детей. По результатам входной диагностики выстраивается индивидуальный план работы с каждым ребенком. Занятия проходят в кабинете социально-бытовой реабилитации. Среда кабинета максимально адаптирована к домашним естественным условиям. В период реабилитации, дети получают такие важные знания и умения для жизни как:
-формирование навыков по уходу за собой и гигиены;
-формирование навыков самостоятельного одевания и раздевания;
— формирование навыка приборки игрушек за собой;
— приучение к порядку. Ребята учатся заправлять правильно кровать, вытирать со стола, протирать пыль, пылесосить, развешивать одежду;
— научение сервировки стола, мытья посуды за собой.
Навыки самообслуживания развиваются у детей посредством эрготерапии, трудотерапии, с использованием пошаговых инструкций в виде карточек и других методов.
социальный педагог Суктенова А.Р
13.05.2024Юридическое консультирование
При получении инвалидности зачастую у родителей остается много вопросов: — нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, — реализация ИПРА, — обеспечение ТСР (оформление и получение, а также обслуживание и замена), — льготы для детей-инвалидов, — подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и т.д.) и многие другие.
Родители, законные представители не знают, у кого спросить и ищут ответы в родительских чатах или на страницах интернета. Хорошо, если находят достоверную, актуальную информацию.
В рамках реализации Федерального пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, с целью формирования родительской компетенции по волнующим вопросам, в Отделение реабилитации детского сада был приглашен юрист-консультант Гобжила Сергей Георгиевич.
Сергей Георгиевич понятно и доступно ответил на все интересующие вопросы, не только касающиеся реабилитации и абилитации детей-инвалидов, а так же подготовил памятку с часто встречающимися вопросами, которые могут возникнуть в дальнейшем.
заведующий отделением социальной реабилитации Брылина Елена Николаевна
06.05.2024 «Правила безопасности на дороге»
Очень часто дети не слушаются родителей, убегают от них, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Дорога является объектом повышенной опасности для детей. Очень важно донести до ребенка информацию о правилах дорожного движения. Как можно и нужно вести себя на дороге. В рамках социально-средового направления педагог развивает навыки жизни вне дома, обучает правилам поведения. А педагог социокультурного отделения развивает и отрабатывает навыки эффективной коммуникации, а также формирует адаптивное социально-ролевое поведение по средствам участия в социоролевых играх. На практическом занятии «Осторожно дорога!» педагоги познакомили детей с правилами дорожного движения, как можно себя вести, где необходимо обратиться за помощью ко взрослым. Свои знания мальчики закрепили в сюжетно-ролевой игре «Город», где они находили уже знакомые знаки и старались соблюдать правила дорожного движения как водители. Дети отправились в путешествие, выполняли роли водителя, инспектора ГАИ, пешехода, а также закрепили знания о светофоре, дорожных знаках, узнали, что дорогу нужно переходить только по зебре, давать руку взрослому и смотреть по сторонам. Поиграли в дидактическую игру «Собери светофор», продолжили развивать умение ребенка при рисовании правильно держать карандаш, не выходить за контур (раскраска «Машина»). Учились взаимодействовать, ждать своей очереди в игре – ходилке «Транспорт». Педагоги прививали любовь к литературе, обучали умению слушать и отвечать на вопросы книги «Уроки светофора». Полученные знания дети закрепили на прогулочной площадке с мамами.
заведующий отделением социальной реабилитации Брылина Елена Николаевна
03.05.2024Досуг «Поход в лес и в лабораторию»
Представьте современного ребенка, чем он занят? В основном это гаджеты, а нам – взрослым, хочется, чтобы малыш бегал и смеялся, но при этом не хулиганил и слушался. Самостоятельно он этого делать не будет, его нужно научить. Радость в глазах детей — это то, ради чего мы, взрослые, находимся с ними рядом и учим видеть прекрасное в окружающем мире. Для этого нужно уметь удивляться самому, останавливаться в бешеном ритме жизни и замечать малейшие изменения в природе. Показывать их детям и рассказывать, почему этот мир прекрасен. Педагоги пилотного проекта организовали для детей поход в лес. Познакомили с правилами поведения в лесу. Для детей было открытие: оказывается, в лесу тоже есть правила и там нельзя кричать, потому что мы не услышим пения птиц и стрекотания кузнечиков, напугаем маленьких животных. Нельзя бегать, ломать деревья, трогать гнезда, разводить костры, необходимо после пикника забирать мусор домой… Много других правил узнали дети, закрепили их с помощью визуальных подсказок, так как образ дольше останется в памяти ребенка. Побывали в русской избе, набрали воды из колодца и отправились в лабораторию.
Но путь был не простой. Всем путешественникам пригодились умения слышать взрослого, помогать товарищу, ориентироваться на местности, а также знания правил, внимательность, любознательность. В лаборатории необходимо было добыть воду, изучить, рассмотреть ее, проверить качество воды, набрать и принести для дальнейшего использования. На таких занятиях, приближенных к действительности, дети приобретают навыки ориентирования, передвижения, узнают правила поведения, учатся взаимодействовать друг с другом, видеть прекрасное в окружающем мире. Нестандартные формы работы способствуют развитию творческого потенциала ребенка, формируют эстетическое отношение к окружающему миру, создают атмосферу доброжелательности.
Социальный педагог, учитель-дефектолог Брылина Елена Николаевна
26.04.2024.«Мы зрители и читатели»
Каждый человек постоянно находится в обществе, взаимодействует с окружающими людьми и, какое будет взаимодействие, на сколько оно будет продуктивно, приятно, во многом зависит от каждого человека. Задача взрослых — объяснить ребенку, показать на собственном примере, как необходимо вести себя в общественных местах, чтобы было комфортно и самому и другим людям. С целью формирования поведения не менее важно развивать у детей интерес к искусству, культурной жизни общества, расширять общий кругозор. Педагоги организовали поход в библиотеку и театр. Дети познакомились с правилами поведения в библиотеке, увидели, как организована работа, побывали в роли библиотекаря, заполняли читательский билет. После этого старались аккуратно обращаться с книгой, перелистывать страницы, с интересом рассматривали и обсуждали иллюстрации. Затем дети отправились на «автобусе» в театр. При этом закрепили правила поведения в общественном транспорте и правила дорожного движения. Прежде чем попасть в театр, составили социальную историю: «Мы скоро поедем в театр». Дети наглядно увидели весь алгоритм действий, проговорили и посмотрели на картинках правила, как необходимо вести себя в театре. Мальчики получили огромное удовольствие от просмотра сказки «Колобок». Нарисовали рисунок «Я читаю книгу», поиграли в музыкальную игру «Колокольчик». Каждому человеку очень важно уделять огромное внимание формированию эстетического отношения к окружающему миру и быть воспитанным членом общества. Ведь мир прекрасен!
Социальный педагог, учитель-дефектолог Брылина Елена Николаевна
24.04.2024Развивающие технологии специалистов
Логопедический массаж — метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышечной, кровеносной и лимфатической системы, оживляет кинестезии и активизирует трофику тканей. В рамках пилотного проекта для преодоления речевых расстройств у детей учитель-логопед Ташкалова Г.М. использует массажные техники для логопедической коррекции. Основная цель логопедического массажа — устранение патологической симптоматики в мышечной системе периферического отдела речевого аппарата. Гульнара Мухамедовна считает, что массаж как одна из важных логопедических техник, способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, в конечном итоге приводит к улучшению произносительной стороны речи и уменьшению эмоционального напряжения. Логопедический массаж – это лечебный метод, который стимулирует органы артикуляции и влияет на их работу. Поэтому, прежде всего, процедура показана говорящим детям, имеющим речевые нарушения. Часто такой массаж назначают и ребятишкам, которые не разговаривают. Такая процедура поможет им легче справиться с задержкой речевого развития. Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его применение на начальных этапах работы, что повышает эффективность логопедического воздействия в целом.
Кинетический песок — это современный материал, который имеет свойства лепиться как мокрый и рассыпаться как сухой. Дети очень любят пересыпать его, погружать в него ладошки. Их руки сами, неосознанно, начинают строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, то у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время учится работать и добиваться цели. Дети с большим удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: радостью, восхищением, удивлением. Игра с песком развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, наглядно-действенное мышление, восприятие и память. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В своей коррекционной работе педагог-психолог Носоленко М.В. чаще всего использует кинетический песок, в ходе занятий дети строят «Волшебный город», «Сказочный лес», придумывают для принцессы ковер-самолет, превращают отпечаток своей ладони в волшебное существо и создают аквариум с рыбками. На занятиях психолог использует и пластилин, и тесто, но именно кинетический песок успокаивает детей, раскрепощает, способствует свободному общению замкнутых и тревожных малышей.
15.04.2024г. Начался курс реабилитации
15 апреля, Отделение реабилитации детского сада, начавшее свою деятельность в рамках Федерального пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, приняло первых ребят и их семьи на курс реабилитации.
В отделении открылись 6 кабинетов:
— кабинет социально-бытовой реабилитации
— кабинет социально-средовой реабилитации
— кабинет социокультурной реабилитации
— кабинет социально-педагогической реабилитации
— кабинет социально-психологической реабилитации
— кабинет по адаптивной физической культуре
Кабинеты оснащены необходимыми развивающими, обучающими и игровыми пособиями, интерактивным оборудованием и оборудованием для оказания реабилитационных услуг.
Мамы и дети познакомились с режимом дня Отделения, получили расписание занятий(услуг). Специалисты приступили к знакомству и первичной диагностической процедуре.
Расписание занятий (услуг) состоит не только из практических занятий с детьми. Родители имеют возможность совместно с ребенком и специалистом учиться применению эффективных приемов и методов развития своего ребенка, задавать интересующие вопросы, получать квалифицированную консультацию.
В период курса реабилитации детям предоставляется 2-х разовое питание (2-й завтрак и горячий обед) и в конце курсового дня предлагается провести время с пользой на прогулочной площадке или на динамическом образовательном пространстве «Поляна активности». Такой режимный момент, мы назвали — «Прогулка вместе с мамой». Все оборудование прогулочной площадки, воркаут зона и другие интересные зоны способствуют благоприятному эмоциональному и социальному взаимодействию в семье.
Дан старт еще одному важному направлению деятельности детского сада. Успехов ВСЕМ- детям, родителям и педагогам!
Детский сад готовится к старту реализации пилотного проекта по реабилитации и абилитации детей с инвалидностью. Команда специалистов изучает нормативные документы, проходят курсы повышения квалификации и изучают опыт других учреждений.
1 февраля 2024 г. , педагоги детского сада побывали на методической встрече в Детском психоневрологическом доме-интернате с.Успенка. Темой мероприятия стал – обмен опытом учреждений- операторов проекта 2023 года. Коллеги поделились опытом в части ведения документации, заполнения дневников специалистами и пр., познакомили с реабилитационной развивающей средой разных направлений (социально-средовой, социальной-бытовой и др.).
Изученный опыт поможет команде специалистов детского сада эффективно спланировать и начать работу по реабилитации и абилитации детей с инвалидностью.