Задержка психического развития (ЗПР) — временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.
Основные причины данного нарушения:
— длительная соматическая недостаточность: хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные или приобретенные пороки развития соматической сферы.
— неблагополучные условия воспитания
— органическая недостаточность нервной системы.
Умственная отсталость(УО) — стойкое психическое недоразвитие. У ребенка наблюдается недостаточность познавательной деятельности(абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения), недоразвитие речи,недоразвитие эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении.
Аутизм — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности. Признак психического расстройства.
Нарушение речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование структур речевой организации (как звуковой, так и смысловой) при нормальном слухе и интеллекте.
АЛАЛИЯ— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
ДИСЛАЛИЯ — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата) . Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим.
ДИЗАРТРИЯ — нарушение произношения. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. В детском возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.
ДИСГРАФИЯ — частичное нарушение процесса письма (искажение и замена букв, пропуски и престановка букв и слогов, нарушение слитности написания слов в предложении)
Моторика — совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделить- общую моторику, мелкую(ручную) моторику и артикуляционную моторику.
ЗОНА актуального развития — уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретной диагностики.
ЗОНА ближайшего развития — уровень знаний, умений и навыков, которых ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности ребенка.