16 мая 2014 года, в Институте психологии и педагогики ТЮМГУ, прошла межрегиональная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы современной логопедии: региональный аспект". Конференция приурочена к 10-летию кафедры дефектологии.
В рамках данной конференции был представлен опыт работы нашего детского сада на тему "Комплексная системная работа по коррекции речевых нарушений".
В последнее время очень актуальным стоит вопрос оказания логопедической помощи детям именно дошкольного возраста. Статистика показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Отмечается значительный рост сочетания речевых нарушений с нервно-психическими расстройствами и интеллектуальной недостаточностью. Если ранее отмечался большой процент детей с нарушением фонематической стороны речи, то сейчас чаще всего у детей наблюдаются такие нарушения как дизартрия, алалия обусловленная органическими поражениями центральной нервной системы.
По результатам диагностики видно, что только 44 % детей общеразвивающих групп имеют норму речевого развития в своем возрасте. Общее нарушение речи наблюдается у 20% воспитанников. Тем самым коллектив детского сада считает, что преодоление симптомов речевого недоразвития - важная задача воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Здесь большое значение имеет своевременность организации коррекционно-педагогической работы.
Детский сад имеет большой опыт работы с детьми имеющими проблемы в развитии. В коррекционных группах работают квалифицированные специалисты - учителя - дефектологи, учителя-логопеды. Оценивая профессиональный ресурс учреждения в области коррекционной педагогики, в группах общеразвивающей направленности организована комплексная диагностическая и консультативная работа с детьми, родителями и педагогами. Специалисты учреждения проводят диагностическую работу с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Родители выражают в письменном виде согласие на диагностику, а после процедуры диагностирования получают логопедическую справку с описанием состояния речевого развития ребенка и рекомендациями специалиста.
Данный этап работы позволил, например, в этом учебном году выявить среди воспитанников старшего дошкольного возраста так называемую «группу риска» по речевому развитию. В результате чего 10 воспитанников были направлены в логопедический пункт МАДОУ детского сада № 123 , 18 детей получают коррекционную помощь в рамках дополнительных образовательных услуг (кружок «Речевичок», кружок «Азбука звуков») на базе нашего детского сада.
Детский сад активно взаимодействует с кафедрой дефектологии Института педагогики и психологии ТЮМГУ, в подготовке будущих специалистов в области коррекционной педагогики. Студенты, проходя педагогическую практику, имеют возможность на базе коррекционных групп детского сада получать практические навыки в работе с детьми имеющими сложные нарушения в развитии.
В этом году работа детского сада была отмечена благодарственным письмом дирекции Института, за высокий уровень организации и проведения логопедической практики студентов.
старший воспитатель
Загородных Марина Владимировна